В Госдуму внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». В законопроекте установлено понятие «энергоаудитор», определены полномочия федерального органа исполнительной власти по ведению государственного реестра энергоаудиторов, указан механизм аттестации энергоаудиторов.
Кроме того, законопроект вводит перечень требований к проведению энергетических обследований, в том числе и к порядку проверки их качества. Также установлены механизмы, обеспечивающие исполнение требований к проведению энергетического обследования.
«Законопроект направлен на повышение качества услуг по проведению энергетических обследований, и в первую очередь за счет применения обязательной аттестации самих энергоаудиторов, — комментирует генеральный директор „ЭСК РусГидро“ Иван Абрамов. — Однако, как показывает практика, процесс аттестации и обучения — не единственные факторы, влияющие на качество услуг в данной сфере. Необходимо ужесточить ответственность за оказание некачественных услуг, а также повысить ответственность самих потребителей топливно-энергетических ресурсов».
Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования в области проведения энергетических обследований, разработки программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности оказания энергосервисных услуг. В мин энерго уверяют, что отчет о проведении энергетического обследования обязателен для составления документов, на основании которых составляется энергетический паспорт. Введение данного положения позволит повысить эффективность проверки качества результатов энергетического обследования и данных энергетического паспорта.
Кроме того, в законопроект включены положения о том, что программы в организациях с участием государства и муниципальных образований должны быть основаны на результатах обязательного энергетического обследования. Также должен быть уточнен порядок разработки программ организаций, имеющих дочерние и зависимые общества. Помимо этого в законопроекте уточняются отдельные условия государственных и муниципальных энергосервисных договоров, устанавливаются их особенности заключения.
Между тем в проекте закона исключается требование об обязательной разработке муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для муниципальных поселений. «Подобные законодательные изменения несомненно скажутся на повышении профессиональной подготовленности специалистов, приведут к улучшению качества проводимых работ, вне зависимости от того, на государственном или частном объекте они проводятся», — уверен председатель правления Национального союза энергосбережения Андрей Романчук.
Заказывая энергоаудит, заказчик хочет быть уверен, что оказанная услуга не сведется в конечном итоге только к формальной выдаче паспорта, а по итогам проведенного энергоаудита и полученных рекомендаций будут реализованы именно те мероприятия, которые приведут к экономии энергоресурсов, пусть и на минимально установленные в законе 15% к 2015 году.
«Рост тарифов стимулирует бизнес экономить энергоресурсы, — считает председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы „Градиент Альфа“ Павел Гагарин. — По нашим подсчетам, на оплату электроэнергии и тепла предприятия тратят от 7 до 25% общих доходов, экономное использование энергии позволяет сократить издержки примерно на 5–7%. В то же время средняя стоимость энергоаудита — 3–5% от ежегодных затрат на энергию. Достаточно существенные затраты на энергоаудит и не столь впечатляющая экономия удерживают бизнес от сотрудничества с этими организациями. Законопроект об энергоаудите заставит некоторые предприятия пересмотреть свою точку зрения».
Представители бизнеса надеются, что профессиональные энергоаудиторы, квалификация которых будет подтверждена государственным реестром энергоаудиторов и аттестацией, станут квалифицированными экспертами, задача которых — давать руководителям частных или государственных предприятий объективную картину по энергоэффективности каждого конкретного объекта, а также предлагать реальные практические рекомендации по мероприятиям в области энергосбережения.
«Чем прозрачнее государство пропишет всю процедуру, связанную с энергоаудитом и энергопаспортами, тем более охотно в общероссийский процесс по повышению энергоэффективности экономики включатся и региональные госструктуры, и предприниматели», — уверен генеральный директор компании «АтомСвет» Вадим Дадыка.
Однако не все столь оптимистичны. Некоторые считают, что данный законопроект усложнит и без того плохо работающие механизмы 261-ФЗ.
«Бизнес-сообщество в очередной раз дезориентируют и заставят повторно платить за аттестацию специалистов, — уверен президент Ассоциации рационального использования энергоресурсов „Межотраслевая ассоциация энергоэффективность и нормирование“ (АРИЭР „МАЭН“) Александр Малиновский. — Кроме того, в законопроекте не предусмотрено перенесение сроков проведения энергетических обследований. А по ФЗ N 261 эти работы заканчиваются в декабре 2012 года. С одной стороны, это приведет к фальсификации проведения энергетических обследований. С другой — зачем все эти ужимки с аттестацией и экспертизой отчетных материалов, если через 5 месяцев все закончится? Я считаю данный законопроект непроработанным и в том виде, в котором я его видел, вредным».
Напишите нам