Об этом заявил Директор Департамента условий и охраны труда Валерий Корж на проходящем в Москве конгрессе «Профессия и здоровье».
По его словам, необходимо осуществить переход от «компенсационной» модели управления охраной труда к реализации современной, признанной в развитых странах модели комплексных предупредительных мероприятий на основе внедрения системы управления профессиональными рисками и формирования экономических стимулов для работодателей к улучшению условий труда.
«Новая система охраны труда заключается в формировании на государственном уровне нормативных основ, механизмов, методов и инструментов, с помощью которых можно объективно оценивать существующие риски, управлять ими и влиять на условия труда на рабочих местах», — отметил он в своем выступлении.
Так, например, приводя в сравнение ситуацию с охраной труда в странах ЕС, Валерий Корж рассказал, что методы оценки профессионального риска нашли применение там уже в 1970-е годы. Для их эффективного применения:
• были приняты законы, обязывающие работодателей проводить оценку риска;
• разработаны методические рекомендации по принципам и методам оценки, оформленные в форме национальных стандартов.
Кроме того, в Европе периодически проводятся масштабные исследования профессиональных рисков на производствах с повышенным уровнем опасности и вредности с целью накопления статистической базы, которая позволяет проводить углубленный анализ наличия и проявления факторов риска с позиции их повреждающих эффектов.
С принятием в 1989 году рамочной европейской Директивы 89/391/EЕC «О введении мер, содействующих улучшению безопасности и гигиены труда работников» оценка риска становится краеугольным камнем европейского подхода к профессиональной безопасности и здоровью. При этом переход на управление профессиональными рисками дает ощутимые результаты в плане снижения производственного травматизма.
Ключевая задача, по мнению Валерия Коржа, состоит в том, чтобы «привязать» все процедуры в области охраны труда к фактическим условиям труда на каждом рабочем месте. Это позволит:
• устранить избыточное административное давление на работодателя со стороны надзора путем установления рамочных правил в охране труда, гармонизированных с международными стандартами;
• включить механизмы экономического стимулирования работодателя – чем лучше условия труда и ниже уровень риска, тем ниже страховые тарифы, финансовые вложения в обязательные процедуры (обучение, медосмотры, СИЗ и т.п.), затраты на компенсации и т.д;
• сократить потери экономики из-за неудовлетворительных условий труда.
Все эти мероприятия невозможны без пересмотра современных нормативных требований охраны труда, в частности существующей системы стандартов безопасности труда, и придания стандартам статуса нормативно-правовых актов, поскольку большинство из них были приняты более 15 лет назад.
«Тщательному аудиту должны быть подвергнуты и правила по охране труда. В Российской Федерации существует более 120 отраслевых и межотраслевых правил по охране труда, которые были утверждены 10 – 20, и даже 30 лет назад различными федеральными органами исполнительной власти. Большинство из них перегружены избыточными конкретными параметрами технологических процессов середины ХХ века, создают путаницу в нормативной правовой документации по охране труда и, в этой связи, создают препятствия для развития конкуренции, а также избыточное административное давление на бизнес, — заявил Валерий Корж. — С учетом этого в перспективе до 2018 года должны быть разработаны все основные стандарты безопасности труда, а также правила по охране труда».
В заключение он отметил, что комплексное решение поставленных задач позволит обеспечить достижение главной цели – качественного улучшения условий труда работников, снижения показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в среднесрочной перспективе в 1,5 – 2 раза, т.е. до уровня, достигнутого в развитых странах.
Напишите нам