8 (495) 241-30-64
8 (495) 241-30-03

— официальный сайт Федеральной
службы по экологическому,
технологическому и атомному
надзору.

Новые инструменты реализации энергоэффективности обсудили на пресс-конференции Минэкономразвития

4 сентября 2012 г. в пресс-центре ИА »Интерфакс» прошла пресс-конференция «Новые инструменты реализации энергоэффективности», которая собрала ведущих российских и международных экспертов в области энергосервисных услуг для обсуждения механизмов регулирования энергосервисных контрактов.

В ходе пресс-конференции на примере конкретных кейсов были рассмотрены энергосервисные проекты в муниципальном и корпоративном секторах, запущенные на основе закона «Об энергосбережении». Эксперты поделились историями успешно заключенных и действующих энергосервисных договоров и рассказали о своем видении дальнейшего развития сферы энергосервисных услуг, которая уже стала важнейшим элементом реформы и модернизации ЖКХ и региональной энергетической инфраструктуры в целом.

В ходе пресс-конференции были рассмотрены основные вопросы, связанные с правовым регулированием, коммерческими условиями и технологическими стандартами энергосервисных проектов, реализуемых путем заключения энергосервисных договоров. Эксперты на примерах из практики рассказали о реализации энергосервисных контрактов с методической, организационной и финансовой точек зрения, а также обсудили возможности для получения максимального экономического эффекта при заключении таких контрактов для всех участников процесса.

Как известно, энергосервисный договор представляет собой контракт на оказание услуг по снижению потребления энергии, который заключается отдельно от договоров на поставку энергоресурсов и предполагает, что исполнитель за свой счёт проводит мероприятия по снижению энергопотребления зданий, котельных, насосных станций, систем уличного освещения и т. п. Главным условием такого контракта, как эксперты прояснили на пресс-конференции, является то, что весь проект по энергоэффективности, в т. ч. закупка оборудования, финансируется энергосервисной компанией и оборудование находится на ее балансе в течение всего срока действия договора. А после завершения контракта, оборудование переходит к заказчику.

Однако, следует уточнить, что вопрос о переходе оборудования в собственность заказчика может регулироваться по усмотрению сторон на договорной основе и обязательным для энергосервисного договора не является. Более того, энергосервисный договор может вообще не быть связан с оборудованием (а, например, предусматривать реконструкцию здания).
Представляется, что основной особенностью энергосервисного договора является тот факт, что производимые исполнителем (энергосервисной компанией) энергоэффективные мероприятия окупаются за счет достигаемой экономии энергии, которая по общему правилу подлежит разделению между сторонами.

Эксперты выделили некоторые важные организационные моменты, связанные с заключением энергосервисных контрактов, которые делают их одинаково привлекательными для бюджетного и корпоративного секторов. Так, по словам Анастасии Прозор, юриста CMS Russia, в случае заключения энергосервисного договора заказчик защищён от компаний-однодневок, не имеющих собственных активов, поскольку финансировать энергосервисные мероприятия должен, по общему правилу, исполнитель — из собственных средств или с привлечением средств заемных. Застрахованы заказчики, по мнению Дмитрия Григорьева, коммерческого директора ООО «ФЕНИЧЕ РУС», и от неверных технических решений, так как энергосервисная компания сможет вернуть инвестиции и получить прибыль только в случае достижения заявленных показателей экономии.

Особенно актуальны энергосервисные контракты для бюджетных учреждений и муниципальных образований. Ведь, как напомнил Дмитрий Горевой, начальник отдела развития электроэнергетики, Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития России, закон об энергосбережении требует от государственных учреждений снизить потребление энергоресурсов на 15% уже до 2014 года.

Поскольку ни увеличение штатной численности, ни удлинение графика работы, ни ввод нового энергопотребляющего оборудования не позволит государственным учреждениям уменьшить свои обязательства по снижению потребления энергоресурсов, привлечение энергосервисных компаний становится единственно возможным решением. При этом выгода для бюджетных учреждений заключается не только в том, что они получают возможность требовать от исполнителей энергосервисного контракта как минимум 8–10% экономии от базового потребления в сопоставимых условиях, но и потому, что энергосервисная компания сначала вкладывает свои (или заёмные) средства в закупку оборудования и мер по повышению энергоэффективности объектов, а только потом получает в течение срока контракта оплату в виде ежемесячных платежей, образующихся за счёт достигнутой экономии. Причем размер этих платежей не превышает в объёме существующие платежи бюджетного учреждения за коммунальные услуги. Платежи могут увеличиться только на ту часть, на какую вырастет стоимость сэкономленных ресурсов при росте тарифов.

В ходе пресс-конференции, прозвучала идея поддержки энергосервисных контрактов со стороны международных институтов развития, и было отмечено, что со стороны таких институтов поддержка бюджетных проектов с заключением энергосервисных договоров возможна в трех видах: прямое финансирование, разделение рисков при факторинге энергосервисных контрактов, привлечение государственных банков к факторингу.

Для корпоративного сектора энергосервисные контракты также открывают серьезные возможности для повышения эффективности и конкурентоспособности, создавая условия для снижения издержек благодаря более рациональному использованию энергоресурсов. Например, предприятия могут добиться последовательного снижения удельного расхода энергоносителей путем применения энергоэффективного оборудования и технологий. Кроме того, в рамках энергосервисных контрактов возможен факторинг, т. е. переуступка задолженности в пользу банка, что является источником рефинансирования таких контрактов.

По словам советника Президента ОАО «АВТОВАЗ», Максима Гришина, их компания в рамках перфоманс-контрактов получила возможность снизить затраты на энергоресурсы без необходимости осуществлять вложения в оборудование: потребление электроэнергии в системе производства сжатого воздуха снизилось на 20%, теплоэнергии в системе отопления — на 17%. Такой результат стал возможным благодаря заключению энергосервисных контрактов в рамках корпоративной программы энергосбережения и модернизации энергетического хозяйства и, в процессе формирования системы энергоменеджмента.

Наши клиенты

Наши лицензии

Смотреть все лицензии

Вопрос-ответ

Какова сфера применения Постановления Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капстроительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета»? Распространяется ли его действие в отношении объектов капитального ремонта?

Ответ:
В соответствии с Письмом Министерства регионального развития РФ № 6825-ИП/08 от 27 февраля 2010 г., Постановления Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов...

Все часто задаваемые вопросы

© 2006-2020 ГК «Промэкспертиза». Все права защищены. Использование любых материалов данного сайта только с разрешения владельцев.