8 (495) 241-30-03
специальная оценка условий труда,
энергетическое обследование
8 (495) 241-30-64
экспертиза проектной документации

— официальный сайт Федеральной
службы по экологическому,
технологическому и атомному
надзору.

Профессиональное сообщество и представители органов власти обсудили необходимость создания единой системы нормативных документов в строительстве

Совещание, посвященное проблемам отсутствия единой системы нормативных документов в области инженерных изысканий, состоялось 29 августа 2018 года. Инициаторами мероприятия выступили Ассоциация «Инженерные изыскания в строительстве» («АИИС») и ФАУ «Главгосэкспертиза России».

Тема совещания оказалась очень актуальной и потому вызвала повышенный интерес не только у профессионального сообщества, крупнейших компаний, ведущих строительную деятельность, но и у органов государственной власти. В обсуждении приняли участие представители ФАУ «Главгосэкспертиза России», ФАУ «ФЦС», Росавтодора и ГК «Автодор», Госкорпорации «Росатом», ПАО «Лукойл», профильных технических комитетов при Росстандарте и саморегулируемых организаций.

Ассоциацию «Национальное объединение строителей» представляли Исполнительный директор Виктор Прядеин и заместитель директора Департамента нормативного и методического обеспечения – начальник отдела технического регулирования Елена Фадеева.

Как отметил президент Координационного совета Ассоциации «Инженерные изыскания в строительстве» («АИИС») Михаил Богданов, в настоящее время существует ряд разрозненных нормативных технических документов, регулирующих выполнение инженерных изысканий в строительстве. Отсутствие единой системы нормативных документов как в строительстве, так и в инженерных изысканиях, привело к тому, что многие из этих документов не согласованы между собой, а некоторые содержат противоречащие друг другу положения.

В ходе заседания выступающие акцентировали внимание, что разработка новых и актуализация действующих нормативных технических документов в строительной отрасли осложняется, в том числе, отсутствием согласованных действий между различными федеральными органами исполнительной власти, техническими комитетами при Росстандарте и даже между различными подкомитетами ТК 465 «Строительство». Иногда это приводит к появлению новых документов, дезориентирующих строителей и изыскателей и затрудняющих их работу.

Представители ФАУ «Главгосэкспертиза России» отметили, что при прохождении госэкспертизы видны все проблемные вопросы – экспертиза является своего рода лакмусовой бумажкой, в том числе по выявлению сложностей применения нормативной базы в части обязательных и необязательных норм Перечня 1521 (постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521) и недорегулированности вопросов охраны окружающей среды.

Дополнительные трудности складываются не только при экспертизе проектной документации на требования безопасности, но и при выполнении оценки достоверности стоимости. В результате от этого зависит расходование бюджетных средств.

Главгосэкспертизой отмечено отставание нормирования по развивающимся целевым (вновь возникающим) темам, например, по вопросам освоения Арктики. Такие разночтения, как, например, отнесение платформы либо к объекту капитального строительства, либо к плавучим средствам, не отрегулированы ни в терминологическом, ни в нормативном плане.

При этом обращения ФАУ «Главгосэкспертиза России» в отраслевые ведомства, такие как Россельхоз, Минкультуры, Роспотребнадзор за разъяснениями в отношении норм, зафиксированных в правовых актах, и их разночтений с имеющейся нормативно-технической документацией зачастую остаются без ответа.

Также было отмечено, что нормативные документы не согласовываются с Государственными элементными сметными нормами (ГЭСН) что, в свою очередь, также оказывает значительное влияние на конечную стоимость объекта капительного строительства.

Директор ФАУ «ФЦС» Дмитрий Михеев напомнил о ранее существовавшей единой координации при разработке стандартов и обозначил проблемы функционирования применения Перечня 1521. Уже сейчас вновь разработанные своды правил входят в противоречия с документами, включенными в этот Перечень. Выход, в первую очередь, видится в горизонтальном взаимодействии, а также создании целевого реестра применяемых нормативных документов на территории Российской Федерации для всех участников строительства, включая экспертизу. Это поможет своевременно определять противоречия и способствовать исключению дублирования отдельных положений. В качестве накопленного потенциала возможностей предложено рассматривать национальный Технический комитет 465.

Представитель АО «Росжелдорпроект» Наталья Базалевская также отметила, что новые своды правил, утвержденные в 2017 году, прошедшие ТК 465, на сегодняшний день приводят к существенному удорожанию строительство.

Представители Роставтодора подчеркнули, что доказательная база технических регламентов ЕАЭС также требует согласования с национальной нормативной базой, созданной для обеспечения безопасности зданий и сооружений в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Обменявшись мнениями, участники совещания пришли к единому выводу, что сегодня следует выделить первоочередные острые проблемы и искать пути их решения. Кроме того, обозначена необходимость выработать долгосрочный план развития системы технического регулирования и технического нормирования.

Таким образом, обобщая дискуссию, было принято решение внести в проект итоговой резолюции с возможностью последующей доработки отраслевыми участниками совещания следующие положения:

переформатировать и активизировать деятельность Рабочей группы по анализу действующей нормативно базы в области инженерных изысканий;
провести дополнительные совместные заседания заинтересованных технических комитетов по теме актуализации нормативной базы в области инженерных изысканий;
провести оргмероприятия по выделению отдельного технического комитета по инженерным изысканиям;
сформировать первоочередные планы конкретных изменений нормативно-технических документов;
провести целевые встречи по отраслевым направлениям с участием федеральных органов исполнительной власти;
инициировать общую встречу с представителями Минстроя России.

Источний — НОСТРОЙ

Наши клиенты

Наши лицензии

Смотреть все лицензии

Вопрос-ответ

Какова сфера применения Постановления Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капстроительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета»? Распространяется ли его действие в отношении объектов капитального ремонта?

Ответ:
В соответствии с Письмом Министерства регионального развития РФ № 6825-ИП/08 от 27 февраля 2010 г., Постановления Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов...

Все часто задаваемые вопросы

© 2006-2018 ГК «Промэкспертиза». Все права защищены. Использование любых материалов данного сайта только с разрешения владельцев.