Главгосэкспертиза отчиталась об успехах

ФАУ «Главгосэкспертиза России» опубликовало аналитический отчет о своей деятельности в 2021 году.

Согласно документу, объем услуг, оказанных ведомством в прошлом году по итогам рассмотрения проектно-сметной документации, в натуральном выражении составил 4 584 заключения и отчета, большая часть которых (4 211) касалось услуг государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, включая проверку достоверности определения сметной стоимости. Доля отрицательных заключений государственной экспертизы, выданных в 2021 году, составила 12%.

Эксперты Главгосэкспертизы выделили наиболее часто встречающиеся в проектно-сметной документации ошибки:

  • отсутствие необходимой исходно-разрешительной документации или несоответствие одних документов другим, в частности, проектных решений, исходно-разрешительной документации;
  • низкая проработка предпроектной стадии, выражающаяся в допущенных ошибках в исходных данных, их недостаточности для проектирования;
  • частичное отсутствие утвержденных в установленном порядке документов землепользования, градостроительных планов, проектов планировки и межевания территории;
  • отсутствие обоснованных технических условий на подключение инженерных коммуникаций: довольно часто требуется актуализация технических условий ввиду истечения срока их действия;
  • принятие проектных решений по недействующим на момент проектирования строительным нормам, стандартам и проектной документации (сериям и типовым проектам);
  • технические ошибки в расчетах, несущих конструкции и проектных решениях, которые могут привести к аварийным ситуациям.

В ведомстве отметили, что низкое качество проектно-сметной документации зачастую обусловлено тем, что ее подготовка осуществляется организациями с малым опытом проектирования, не специализирующимися в конкретной отрасли, не имеющими в своем штате квалифицированных специалистов. Кроме того, к разработке документации объектов капитального строительства (ОКС), имеющих определенную специфику, привлекаются непрофильные проектные организации. В иных случаях к снижению качества документации приводит изменение требований заказчика к проектируемому объекту в процессе проектирования и экспертизы, которые влекут большой объем переработки принятых проектных решений, или необоснованное сокращение сроков проектных работ. Эксперты также подчеркнули, что большое число замечаний характерно, как правило, для объектов, в проектировании которых принимают участие несколько проектных организаций.

На протяжении прошлого года Главгосэкспертиза России проводила системную работу, направленную на повышение качества рассмотрения документации, представляемой на государственную экспертизу. Так, было разработано 58 стандартов экспертной деятельности, 14 из которых в 2021 году были актуализированы по результатам мониторинга изменений законодательства в области технического регулирования, а также сметного нормирования и ценообразования. Также в 2021 году разработан и опробован предварительный стандарт по проведению оценки эффективности методик изыскательских работ и решений, принятых в проектной документации, в части возможности их оптимизации и повышения эффективности капитальных вложений.

В свою очередь, механизм предварительной проверки комплектности поступающей в ведомство документации позволил значительно снизить количество мотивированных отказов по причине выявленных недостатков в представляемых на экспертизу документах. Доля мотивированных отказов в 2021 году составила 22%, годом ранее — 55%.

Что касается значимых изменений в законодательстве, то в минувшем году принято либо вступило в силу 38 нормативных правовых актов в сфере государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Некоторые из них стали важным шагом на пути внедрения в Российской Федерации технологий информационного моделирования.

Так, например, согласно постановлению правительства № 331 от 05.03.2021 г., все договоры, заключенные после 1 января 2022 года на строительство ОКС с привлечением бюджетных средств, должны будут содержать положения о формировании и использовании информационной модели таких объектов.

Кроме того, в Градостроительный кодекс России были введены понятия института типового проектирования и рабочей документации, этапы реализации строительных проектов и возможности продления срока проведения государственной экспертизы проектной документации в особых случаях.

Проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации было переведено в режим «одного окна».

Градостроительный кодекс был также дополнен положениями, регламентирующими сроки проведения государственной экспертизы проектной документации.

Большую работу ведомство проделало в целях цифровизации своей деятельности и перехода к проведению экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных в форме информационной модели. В частности, в минувшем году были разработаны локальные нормативные акты, устанавливающие методологическую основу рассмотрения информационных моделей. А также сформированы технические и программные условия для оценки моделей в АИС «Главгосэкспертиза» и на Единой цифровой платформе экспертизы.

Переход к формированию заключений экспертизы в виде электронного документа в формате xml был начат еще в 2020 году. Это позволило сократить время включения сведений и документов в ГИС ЕГРЗ более чем в 40 раз. В минувшем году изменения, обеспечивающие автоматизированную передачу из информационных систем экспертных организаций заключений экспертизы в формате xml в ГИС ЕГРЗ, были внесены в программный интерфейс приложения (API), а подробное описание API — доведено до экспертных организаций и разработчиков.

В августе 2021 года вступила в силу xml-cхема, подлежащая использованию при формировании локальных сметных расчетов. Одновременно в 2021 году ведомство разработало xml-схему пояснительной записки (раздела 1 Проектной документации) и разослало проект на оценку крупным представителям проектного сообщества. По результатам полученных замечаний и предложений проект xml-схемы доработан и представлен в Минстрой России.

В рамках мероприятий по импортозамещению в области программного обеспечения и средств вычислительной техники Главгосэкспертиза России утвердила в 2021 году план импортозамещения различных элементов ИТ-инфраструктуры, в рамках которого была внедрена отечественная система видеоконференцсвязи. Ведомство подключилось к системе межведомственного электронного документооборота и продолжило работу по роботизации рутинных процессов.

Большое внимание уделялось модернизации и развитию АИС «Главгосэкспертиза» — корпоративной платформы ведомства, предназначенной для автоматизации процессов предоставления услуг, производственного и административного документооборота, реализующей сервисы интерактивного взаимодействия с заявителями, предоставляющими проектно-сметную документацию на экспертизу.

АИС «Главгосэкспертиза» выступает как экспериментальная площадка, где проходят апробацию новые технологии и функциональные возможности для Единой цифровой платформы экспертизы, которая, в соответствии с поручением заместителя председателя правительства России Марата Хуснуллина, должна использоваться всеми субъектами Российской Федерации.

В текущем году ФАУ «Главгосэкспертиза России» намерено продолжать движение в русле магистральных направлений, обозначенных в Стратегии развития ведомства до 2025 года, в том числе трансформировать экспертную деятельность, перейдя от нормоконтроля к экспертному консалтингу.

Остались вопросы?
Напишите нам
Бесплатная консультация